Меню сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Бизнес » Практика бизнеса [ Добавить статью ]

Собственник и наемный директор — конфликт интересов
Собственник и наемный директор — конфликт интересов
 
 
конфликт интересовМногие компании сталкивались с проблемой, когда во главе предприятия вставал наемный руководитель, а хозяин бизнеса при этом продолжал принимать активное участие в управлении. Когда у компании появляется два человека стоящих у руля, то, скорее всего, через некоторое время наступает кризис управления и эффективность коммерческой структуры снижается. Особенно это актуально когда цели и интересы двух руководителей не совпадают. В здоровой компании реальное управление может быть только у одного человека, другие могут управлять только закрепленными за ними отделами. В подавляющем большинстве случаев реальное управление остается именно у собственника бизнеса. Нередки ситуации, когда непонимание между основателем бизнеса и наемным управляющим приводили к проблемам в самой компании, в этой статье разбираются эти ситуации и даны рекомендации для избегания ошибок.
Обычно противоречия между наемным менеджером и хозяином компании возникают от жадности или лени собственника бизнеса. Жадность здесь не обязательно связана с деньгами, человек может заниматься множеством дел и не отдавать полностью полномочия наемному директору, потому что ему трудно смириться с тем, что значительная часть полномочий будет не в его руках. А при отсутствии лени хозяин компании управлял бы сам, не привлекая наемного управленца. Это, конечно, упрощенный подход, но в целом описывает ситуацию правильно.
Проблема интересов возникает за счет того, что собственник компании желает увеличения прибыли компании, а наемный управляющий — зарплаты. В этом случае, наемный руководитель может себе позволять тратить деньги компании на излишне дорогой служебный автомобиль и другие вовсе не обязательные расходы, которые становятся бременем для бюджета компании. Поэтому взгляд на развитие компании и на расходование средств у собственника и наемного руководителя могут быть диаметрально противоположные. И тогда каждый старается тянуть в свою сторону и в итоге фирма стоит на месте, некогда отлаженный механизм начинает давать сбои.
Такая проблема возникает из-за многих факторов, но одним из главных условий её возникновения является разная осведомленность о делах в компании хозяина и наемного управленца. Причем большей информацией в разных случаях могут обладать разные стороны.
Первый вариант, когда собственник компании обладает наиболее полной и достоверной информацией. Даже активно не участвуя в управлении фирмой, хозяин может иметь большую осведомленность, хотя бы в силу того, что это его детище, он его создал и лишь недавно передал бразды правления наемному руководителю. В этом случае, главное отличие собственника от наемного руководителя будет в знании стратегии развития фирмы, направления в котором нужно развиваться и результата, которого следует достичь. А новый руководитель в силу разных причин может и не обладать этим стратегическим видением.
Можно сказать, что в большинстве компаний все сотрудники и так знают основные направления работы и к чему следует стремиться. Но одно дело лозунги на бумаге, а совсем другое реальное видение, которое есть в голове руководителя. Ответственный и грамотный собственник должен донести до каждого сотрудника компании не отвлеченные лозунги «догоним и перегоним», а именно ту часть информации, которая позволит наиболее эффективно выполнить поставленные перед ним задачи.

Есть и второй вариант, когда наемный руководитель в силу того, что он более глубоко вовлечен в текущую деятельность компании, располагает более актуальными сведениями о бизнесе.
Бухгалтерия и финансовый отдел отчитываются о текущей ситуации именно ему, а уж потом он решает, в какой форме донести эту информацию  до собственника бизнеса. В такой ситуации руководитель может сознательно исказить информацию или просто не полностью донести её, упустив неважные на его взгляд моменты, на самом деле являющиеся критическими для дел компании.

Со временем наемный руководитель выстраивает личные отношения с партнерами, поставщиками и другими контрагентами компании, это ему позволяет иметь лучшее представление о рынке, на котором работает компания.

И если в один прекрасный момент наемный директор решит уйти из компании, в которой все управление построено под него, временного кризиса, а в некоторых случаях, и вовсе закрытия фирмы не избежать. Как же не допустить всех этих ошибок и как наладить эффективную работу компании с наемным руководителем? Вот наше решение, состоящее из шести пунктов:

 1. В компании должен быть один руководитель, если собственником бизнеса было принято решение нанять руководителя, ему следует передать все бразды правления;

2. На роль топ-менеджера нужно подбирать компетентного человека, важно чтобы уровень компетенции был не ниже, но и не значительно более высокий, чем требуется. Для небольшой компании нет смысла брать на работу директора с дипломом МВА, ему очень быстро надоест такая мелкая, по его меркам, работа;

3.
В компании с наемным директором следует выстроить жесткую, с одной стороны, и не мешающую работать с другой, систему контроля над деятельностью компании. Любые непонятные или противоречащие благополучию компании решения должны в максимально короткий срок выявляться. Каждый случай должен быть разобран совместно с собственником и директором, у наемного топ менеджера не должно быть сомнения, что владелец бизнеса следить за работой своего детища;

4. В фирме нужно правильно выстроить мотивацию наемного руководителя, чтобы его благополучие напрямую зависело от успехов компании. Для этого подойдут денежные вознаграждения, бонусы в виде части компании и нематериальные стимулы;

5. С наемным директором в обязательном порядке должен быть заключен трудовой контракт, в котором необходимо оговорить время работы, которое сотрудник обязуется проработать в данной компании. В некоторых фирмах практикуется еще и пункт, по которому директор обязуется некоторое время после увольнения не работать у конкурентов;

6. Хороший директор является лидером и, зачастую, благодаря присущим только ему личностным качествам успешно руководит бизнесом. Для того, чтобы фирма после увольнения харизматичного руководителя не разорилась, нужно по-возможности максимально четко выстроить систему управления, в которой роль личности не играла бы большой роли;

Организовать работу фирмы, чтобы у руля был наемный директор, а хозяин получал максимально возможную прибыль, а развитие компании шло в нужном направлении очень трудно. Идеальный вариант — подобрать такого руководителя, личные цели и амбиции которого максимально бы соответствовали целям развития бизнеса. А собственник должен контролировать ситуацию, при этом, не мешая наемному директору свободно реализовываться.



Источник: http://www.bizidei.ru/
Категория: Практика бизнеса | Добавил: Administrator (10.04.2008) | Автор: Бизнес идеи
Просмотров: 1248 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]