Меню сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Бизнес » Продажа и покупка бизнеса [ Добавить статью ]

Как продать бизнес

Как продать бизнес


Как продать бизнес

Любой продавец подержанной машины знает, что перед продажей ее нужно, как минимум, помыть, почистить, подкрасить, иными словами "навести лоск", произвести впечатление на покупателя.

Несложная и весьма недорогая процедура подготовки старой машины к продаже способна значительно повлиять на цену продажи.

Какая-то аналогия существует и при продаже бизнеса, здесь также явно различимы две стадии:
Подготовка.
Маркетинг и продажа.
Качество подготовки существенно влияет на стоимость бизнеса и результативность продажи.

Подготовка бизнеса к продаже.

Если Вы еще не обзавелись профессионально подготовленными справками, начните с этого. Если размеры и возможность Вашего бизнеса позволяют, позаботьтесь об аудиторском заключении. Покупатель, изучая предложение перед покупкой, обязательно захочет убедиться, что ему предлагают не кота в мешке. Вот здесь уровень бумаг и независимые оценки лицензированных аудиторов и оценщиков могут значительно облегчить ему принятие решения о покупке. К тому же значительно сократится время продажи - ведь потенциальных покупателей может быть несколько, и каждый из них будет избавлен от необходимости проводить проверку самому.

Посмотрите все договоры, имеющие ценность при продаже. Если, к примеру, заканчивается срок аренды помещений, постарайтесь продлить договор. Если в бизнес включается недвижимость - обновите ее оценку, получите свежие справки из БТИ и т. п. Может даже оказаться, что Ваша недвижимость при другом использовании сама по себе будет стоить больше, чем Вы выручите при продаже бизнеса.

Приготовьте копии балансов со всеми приложениями. Работая с бухгалтерскими документами, можно несмотря на увеличение налогов, показать большую прибыльность, уменьшив себестоимость, что может быть Вы и не делали раньше.

Весьма полезно запастись справками и рекомендациями из банка об отсутствии задолженности, а также оборотах по счету.

Желательно провести независимую оценку стоимости бизнеса (не путать с оценкой недвижимости) по нескольким методикам.

Как правило значительно повышает вес продаваемого бизнеса маркетинговый обзор, включающий:

описание производимых товаров и услуг,
емкость рынка,
долю рынка, охватываемую компанией,
обзор конкурентов и потребителей,
товарную политику,
бизнес-план на предстоящий период, включающий анализ финансово-хозяйственного состояния, ресурсов, мощностей, сильных и слабых сторон продаваемого бизнеса.
Потребуются также заблаговременно юридически проработанные варианты оформления продажи (в зависимости от формы собственности купля-продажа, либо слияние, поглощение, аренда с выкупом и т.п.) с подготовленным пакетом проектов договоров. Эти бумаги покупатель обязательно отдаст на предварительное изучение своему юристу.

В зависимости от размера бизнеса стоимость услуг профессионалов, имеющих вес, репутацию, опыт и соответствующие лицензии может обойтись от 3 до 13% стоимости бизнеса, что, конечно, затруднительно при продаже мелкого бизнеса, однако значительно экономит силы и средства при продаже компаний, стоимостью от 100 тыс. долларов.

Важно, чтобы та группа специалистов, которая будет готовить документы, не ограничилась выдачей Вам бумаг и рекомендаций, но взялась бы также за вторую стадию, а именно за маркетинг и продажу бизнеса.

Фирма, которую Вы привлечете должна иметь опыт и связи, команду специалистов, способных продвинуть Ваш проект. Такие люди чувствуют и знают рынок, ежедневно общаются в среде покупателей, инвесторов, финансовых институтов и консультантов. Эта фирма должна наилучшим образом представить Ваши интересы на всех стадиях - от "наведения лоска" до переговоров с покупателем и оформления документов о продаже. За это Вы и платите.

Составление пояснительной записки.

Есть показатели, которые мы не захотели или не смогли исправить, и боимся услышать от покупателя: "Нет, здесь все не так хорошо". Удачная пояснительная записка способна, если не исправить показатели, то хотя бы развести порядочную софистику и цепочкой логических утверждений доказать, что черное - это не то, чтобы совсем белое, но почти белое.

Написать такую привлекательную, положительную пояснительную записку, формально не согрешив против истины - большое искусство.

Вспомните классику:
"А сколько корова дает молока?
Не выдоишь за день,
Устанет рука...."

Расчет цены и определение условий продажи.

Существует множество методик оценки бизнеса. Основными факторами, определяющими оценочную стоимость признаны:

спрос на данный бизнес,
настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, наличие денежного потока или возможность его привлечения,
затраты на создание аналогичного бизнеса,
риск получения доходов,
степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.



Источник: http://www.alti.ru/business/sellbusiness-8.html
Категория: Продажа и покупка бизнеса | Добавил: Administrator (11.12.2007)
Просмотров: 616 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]